«Мы стали более
демократичными и открытыми»

Елена Бертолло
Справка:
Елена Бертолло называет себя «синтетическим художником». Подчеркивает, что не принадлежит к конкретному направлению — просто имеет собственный взгляд на вещи. «Я художник-философ. Работаю по-проектно: возникает идея, в зависимости от нее я выбираю материал. Важно не средство, а то, как ты его используешь. Писатель обращается к слову, я – художник, и говорю с себе подобным человеком (с собою ли?..) языком визуальным». Работает на Советской с 2001 года, несколько проектов делала с мужем — художником Андреем Бертолло.
На стене напротив двери в мастерскую Елены Бертолло нарисован ее портрет — подарок «художников с Советской» ко дню рождения. В самой мастерской развешенных картин почти нет, только стоят прикрытые целлофаном объекты — часть новой выставки.

— Я не люблю развешивать свои работы по стенам. Все и так хорошо помню, а возвращаться к чему-либо уже сделанному желания не имею. Лучше все забыть и начать «с чистого листа».
На потолке над диваном несколько коричневых пятен — зона затопления: у жильцов сверху здесь ванная. В соседней мастерской Михаила Казаковцева уже был когда-то потоп. Картины художника спасали - выносились в коридор и другие мастерские. У Бертолло пока до эвакуации не доходило, но, по словам хозяйки, «графика пятен на потолке, постоянно меняется».
«Прошлой зимой мы (Тамара Грицюк, Елена Бертолло и Михаил Казаковцев — ред.) организовали на арт-клуб «Добро пожаловать, или…». Концепция клуба такая — Нас объединяют творчество, позитивный взгляд на жизнь, участие в совместных арт-проектах. Мы готовы открыть двери своих мастерских для других людей, для тех кто близок нам по духу, кто любит искусство. Считаем важным и ценным живое непосредственное общение со зрителем, напрямую, без посредников, без официоза — СМИ, галерей, салонов и тому подобного. Планируем выставки, акции, мастер-классы. Следите за графиком мероприятий и… Добро пожаловать!

Провели несколько выставок в мастерской Тамары Грицюк. Были открытие и закрытие, а между ними люди могли свободно прийти пообщаться с художниками и приобрести работы — небольшую картинку за умеренную цену.

Пришли зрители, которые здесь раньше не бывали, они узнали много нового о жизни художников. И мы стали более демократичными и открытыми, поняли, что можно и нужно общаться с людьми, а не использовать выставочный зал как единственный канал связи с публикой.

фото проекта «Что делать с мертвым другом?»
Советская — тусовочное место, сюда постоянно приходят люди. И эта ситуация уникальна. Многим художникам она не подходит, им требуется уединение. Работающие в наших мастерских приветствуют общение, открытость, быструю смену энергий, обмен идеями. Раскол Союза художников повлиял на отношения между людьми. И так ситуация пестрая: люди разного интеллектуального уровня, по-разному мыслят и работают то есть непонимание в каком-то смысле неизбежно, а если ещё искусственно стимулировать эти процессы… Художники — чуткие, ранимые. Этот конфликт (с разделением Союза художников — ред.) до сих пор откликается: дистанция остается, а в спорных ситуациях — обиды.

Всем художникам сейчас непросто. Необходимо учиться рационально и самостоятельно организовать свой труд — распределять время и средства, проявлять разумную активность, документацию вести, в выставках участвовать. А до сих пор существует стереотипное представление что художники — расслабленные фантазеры, и кто-то ими должен заниматься.
«В нашем городе, к сожалению, нет моего выставочного пространства. Мне не походят большие пространства, ненужное соседство, всевозможные технические ограничения».
Хочется иметь нейтральное универсальное функциональное пространство в которое художник проникает и делает то, что хочет, а не борется с ним. Всё достаточно просто — серый пол, белые стены. Нужно, чтобы я пришла и вбила гвоздь в стену, если так задумано, а потом аккуратно зашпаклевала, например…

Сейчас у нас готов проект (новой экспозиции — ред.), а нам за две недели до показа сообщают, что придут пожарные, будут рыть люк в зале, где мы должны выставляться. И у нас нет возможности представить проект, получить энергетическую завершенность. Для художника, прямо скажем, неприятная ситуация. Но с другой стороны, всюду есть проблемы. Нет залов? Ну и Бог с ними. Надо искать другие способы презентации. Можно, наконец, отснять проект и показать в сети!

Пространство, время, перемещения…. Последний проект мы сделали мобильным — все скручивается, отвинчивается, компактно укладывается. Его можно развернуть в любом пространстве, которое покажется нам интересным. Вот, пожарные закрыли наш зал, а мы провели презентацию проекта в театре Олега Жуковского. И отлично получилось!».


Made on
Tilda