«Решил стать художником —
сам виноват»
Семь коротких историй о новосибирских художниках,
и одна бесконечная — о городской творческой среде
В центре одного города, называющего себя культурной столицей Сибири, стоит дом, разборки вокруг которого, развернувшиеся в 2000-х, культурными назвать сложно. На первом этаже советской многоквартирки располагаются мастерские пятнадцати новосибирских художников, которые чуть было не лишились рабочего пространства из-за изменений в местном законодательстве.

«Художественная коммуналка» — общий коридор и санузел. Совместной кухни, правда, нет, поэтому и говорить с художниками мы решили прямо в мастерских. Зачем? В долгих спорах о проблемах новосибирской творческой среды оппоненты часто забывают о том, что ее определяют не только выставочные площади и инвестиции. Важно самоощущение, настроение и взгляд на мир самих живописцев. Впрочем, о недостатке финансирования и галерей они тоже не забывают...


Раньше было лучше?
1980-e
На излете Советского государства художники уже не состояли на службе у идеологии. Хотя система государственного заказа через Союз художников все еще существовала. Но большинство живописцев разделяли творчество и «халтуру», которая давала средства к существованию.

В это же время Новосибирск сохранял статус города, где о живописцах действительно заботятся: появляются первые (и последние, как показывает сегодняшний день) профильные мастерские, ежегодно проводятся десятки выставок разного уровня.

Власти помогают художникам еще и адресно: покупают конкретные работы за вполне серьезные деньги. «Корочка» члена Союза помимо статуса дает возможность покупать материалы в Фонде союза – специальном хозяйственном органе.

Но развал СССР, а вслед за ним и Союза художников кардинально изменил ситуацию.

1990-е
Накануне краха Советского государства, новосибирское изобразительное искусство совершает прорыв. В это время еще не существовало понятия «арт-проект», который позднее определит принцип работы художников. Поэтому новым считалось просто объединение в группы по близости мировоззрения: проводится серия «Выставок восьми», многие увлекаются беспредметным искусством.

Но потрясения 90-х разладили систему поддержки художников. До 1999 года в некоторых городах начали существовать отдельные маленькие Союзы со своими уставами, в том числе, и в Новосибирске. Все стало зависеть от того, насколько порядочного человека выбрали на пост главы Союза.

Первые частные галереи, кажется, должны были стать новой площадкой для реализации художников: искусство можно не только выставлять, но и продавать напрямую коллекционерам. Тем более, поток иностранцев и их интерес к неизвестному сибирскому искусству создавал в городе спрос на живопись.

2000-е
С разницей в несколько лет в городе происходят события, которые не только отдалили художников от государства, но и привели к некоторому разладу внутри профессиональной среды.

В 2003 году группа живописцев отказывается вступить в преобразованный Союз художников России и формирует свой Творческий союз. Значит, два разных игрока претендуют на мастерские, количество которых с 70-х годов в городе не изменилось.

Четыре года спустя вовсе возникает угроза, что художники окажутся на улице. Местные власти после поправок в законодательстве вынуждены перепродать или отдать в управление помещения творческих мастерских. Художники даже выходят на митинг: рисуют граффити на снегу перед зданием мэрии «Красота спасет мир»… Наконец, владельцем творческих кабинетов становится Городской центр изобразительного искусства, и художники спокойно остаются в обжитых мастерских.

Почему не выживают галереи?
В 2008 году журнал «Эксперт» в своем исследовании новосибирского арт-рынка, характеризовал его состояние как «смертельно опасную дистрофию». Этому есть объяснение. Очевидно, что для приобретения художественных работ необходим капитал. Но большинство богатых людей города предпочитают покупать антиквариат. В последние годы начал формироваться новый слой обеспеченных людей, готовых приобретать работы местных художников. Как говорят эксперты, картины покупают, когда все остальное уже есть.

Другими словами, ключевая проблема заключается не в отсутствии капитала, а привычки «потребления искусства». Новосибирских коллекционеров можно пересчитать по пальцам, еще меньше тех, кто экспонирует, вывозит за рубеж собранные работы. Важно помнить, что коллекционирование принципиально отличается от простого собирательства. Даже вкус определяет не все. Коллекционера отличают серьезные культурологические знания, умение «считывать» особенности техники и разбираться в направлениях. Большинство же приобретает работы художников, которых знает лично. То есть делает это не из-за того, что нравится картина, а потому что симпатичен человечек, который ее написал.

Но существуют и исторические предпосылки неудач местного арт-рынка. В более древних сибирских городах развешивать дома картины было нормальным явлением. В молодой же Новосибирск люди ехали, взяв с собой только самое необходимое. Приобретать и хранить полотна в доме было излишеством. Да и художественная традиция Новосибирска сформировалась только после войны, несмотря на то, что первое объединение живописцев организовано еще в 1926 году, а Союз художников — в 1933-м.

Эти факторы приводят к тому, что большинство новосибирских галерей в лучшем случае находятся на грани рентабельности. Если человек-таки решается связаться с арт-бизнесом, то у него есть только два пути «выживания». Первый — альтруистски вкладывать в галерею деньги из собственного кармана. В ином случае придется запускать дополнительную торговлю при галерее — багетную мастерскую или художественный магазин.

Из-за молодости и нестабильности рынка, в Новосибирске еще не успели сформироваться регулируемые отношения между художником и галерейщиком – контракты не заключаются, все держится на договорной или общей этической основе. Галерея начинает «раскручивать» местного художника, тратит средства на рекламу и берет за это плату, делая наценку на его картины, выставляемые в галерее. А покупатель дожидается окончания выставки и приобретает понравившуюся картину напрямую у художника — галерея остается не у дел.
А будет ли лучше?
«Люди боятся изоляции, едут туда, где всё уже есть — созданы институции, какие-то сообщества. Художнику нужен зритель, нужно понимание, тусовка творческая. В Новосибирске с этим проблемы именно потому, что изначально среды не было, а никому не хочется начинать с нуля. Если даже ты что-то делаешь с нуля, надо, чтобы вокруг тебя это кому-то было нужно, иначе это крик в пустоту. У меня лет семь назад были мысли, что мы куда-то движемся.

И у моих знакомых художников, которые старше меня на пять-десять лет, когда им было по 20-25 пять, такое было. Так что всё повторяется. Хотя я ничего не утверждаю. Если Новосибирск станет наконец-то тем, о чем заявляет, — культурной столицей Сибири (и не по принципу «набезрыбья»), то я буду только рада. Кто знает, возможно скоро Москва и Питер переполнятся вконец и начнётся отток приезжих. Такое тоже возможно»

Янина Болдырева
художник, фотограф

Марина Огнецвет
художник
«Я — профессиональный художник, дипломированный керамист. И чтобы мне оставаться в художественной среде города, общаться с художниками и продолжать заниматься керамикой, при этом не померев в нищете от голода, я работаю на трех работах. Торговым представителем (чтобы было на что жить), керамистом (ваяю на заказ, веду уроки по керамике) и веду экскурсии для детей в ГЦИИ. Знаю: стучите и вам откроют. Если хочешь плотнее взаимодействовать с реализовавшимися художниками, учиться у них, участвовать в больших выставках — то трать на это больше времени. Делай достойные работы, практикуйся. Поддерживай контакты… Только не забывай, что мы все живем в материальном мире, поэтому и на работу ходи. Короче, спать — для слабаков. Выходные — это баловство. Раз решил стать художником — сам виноват. Через тернии к звездам»
Сопровождающая подпись к работам на выставке «EX:Praeparatio»

Татьяна Букова
художник
«Достоинство Новосибирской арт-среды в том, что любой может выставляться. Много платных площадок, да и в государственные выставочные залы принимают практически все. Границы между профессиональным и любительским искусством практически не стало. Но из-за того, что на выставки принимают любые работы, многие авторы не хотят делать по-настоящему интересные, масштабные произведения. Престижные выставки проводятся без выставкома, только для друзей куратора. Причем зачастую это и не художники, а, скажем, бизнесмены. Об открытии выставок не сообщается заранее по телевидению или радио. У простого горожанина нет информации о предстоящих событиях. Создается впечатление, что выставки организуются только для себя»
Сопровождающая подпись к работам на выставке «EX:Praeparatio»
«Изменения в головах людей всегда влияют на культурную ситуацию в городе или стране. Дети в наше время не мечтают стать лётчиками, например, это касается и таких профессий, как художник или писатель. Наверное, потому, что многие понимают, что в этой сфере вряд ли можно зарабатывать так, чтобы жить, не нуждаясь абсолютно ни в чём. Деньги — движущий механизм этого века. Большинство людей не видят счастья в созидании и погружении в культуру, забывая, что человек, не испытывая переживаний, не понимая глубоких вещей, живёт неполноценно.

Возможно, кто-то покупает работы двух-трёх конъюнктурных новосибирских художников, но это, скорее, исключение из правил. Общего интереса и стремления, к сожалению, абсолютно не наблюдается. Подъём культуры возникает на волне спроса на произведения искусства. Это взаимозависимый процесс. Новосибирск — это место, где ещё долго ничего не «вырастет». А люди, пытающиеся что-то изменить, тут же уезжают туда, где комфортнее и проще. Трагедия нашего города ещё и в том, что достойные люди или чувствующие в себе потенциал понимают, что здесь они его в полной мере реализовать не могут»

Александр Таиров
художник-график
Текст: Анна Горбунова, Мария Левунова, Анна Томилова

Фото: Евгения Треухова, Кира Бергвинд, Анна
Першечкина, Алина Васильева, Тимур Жданов

В проекте использованы кадры из фильма Михаила Казаковцева
«Степень значимости»

Made on
Tilda