«Я счастливый художник»
Михаил Казаковцев
Справка:
Художника Михаила Казаковцева называют одним из самых успешных и интересных представителей новосибирской культурной среды. Его работы любят в Северной cтолице — музей современного искусства «Эрарта» приобрел два его проекта. Произведения Казаковцева хранятся и в частных коллекциях за рубежом: в Германии, Америке и Японии.

Он не пишет отдельные картины, а создает серии о людях в современном городе. Абстракционистскую живопись Михаила Казаковцева часто называют огненной, давящей: темные цвета, заостренные линии, угловатые фигуры с понурыми головами… Хотя сам живописец пессимистом себя не считает.
В первую минуту в мастерской совсем неуютно. Сложно понять, где находится рабочее место художника: вдоль и поперек рядочками выстроены картины. Но что на них? Не видно — все лицом к стене.

— Не люблю, когда картины висят в мастерской. И дома тоже, — поясняет хозяин кабинета. — Устаешь. Когда приходишь сюда, нужно видеть что-то другое. Отвлекаться.

Единственный обжитой уголок — закуток около окна. На широком подоконнике керосиновые лампы разных размеров. Чуть правее стоит и бурчит пузатый холодильник, как будто родом из советской коммуналки.

Именно слово «коммуналка», говорит Казаковцев, лучше всего характеризует мастерские на Советской. Он даже снял о них документальный фильм, чтобы на память сохранить моменты из жизни «соседей». Правда, атмосфера здесь, кажется, со временем изменилась…

«Раньше здесь была другая жизнь, другие художники, совсем иные отношения между ними: дружили большой компанией — были посиделки, встречи. Клавдия Петровна Тимофеева, которая до меня работала в этой мастерской, рассказывала, как они собирались после выставок. Словом, все было по-другому.

Здесь работал Николай Грицюк, атмосфера в его мастерское была просто нечто. Еще здесь были мастерские Гинзбург, Бертик, Лагуна и многих других. А художники Татьяна Владова и Владимир Мадриченко вместе с другими живописцами организовали первую «Выставку восьми». Может быть, для Москвы это и обычно, но не для новосибирского культурного сообщества.

И эта творческая сила родилась на Советской: объединение художников в одном пространстве дало возможность проводить выставки, общаться. Теперь изменилась ситуация. Хотя еще в 80-е у молодых были свои традиции — вместе отмечали католическое Рождество, Новый год»
«Перемены произошли в 90-е: во время кризиса сложно было выжить — художники пытались заработать на жизнь не только кистью. Поэтому появилась некоторая разобщенность. Но деньги не самое главное. Изменилось время. Мы стали старше. Сейчас ведь молодых почти нет здесь…

Вот и получается, что Советская — просто коммунальная квартира. Ты живешь в одном пространстве с соседями, пересекаешься с ними где-то на кухне. Но у нас ее нет — только коридор. Все живут так, как хочется. Например, Владимир Фатеев тихий такой, закрывается в мастерской и иногда дверь не открывает, если работает. И правильно. Хотя кто-то живет нараспашку, Саша Шуриц, например. У него всегда открыты двери для гостей.

Что для меня самого мастерская? Это место, где можно написать картину: не напишешь ее дома или в чужой мастерской, потому что здесь и стены помогают. Ведь по мере работы обрастаешь аурой, она заполняет пространство. Даже если переезжаешь — у меня было четыре переезда — сначала сложно писать, пока место твоей энергетикой не наполнится. Хотя я ни разу не задумывался, что будет с этим помещением после меня. Обычно, когда художник уходит из жизни, картины забирают родственники, и на его место въезжает другой.

"Весна и город", 1992 год
"Уставший всадник", 1996 год
"Уставший всадник", 1996 год
Иногда, конечно, хочется сбежать куда-нибудь подальше отсюда. Остаться одному. Здесь постоянно кто-то приходит, спрашивает, отвлекает. Бывает очень суетно. Поэтому часто закрываюсь — творческий процесс не предполагает перерывов, нельзя отвлекаться. В определенный момент начинается импровизация, а это особое состояние. Мой ритм и темперамент работы связаны с быстрым написанием холста, на следующий день я почти ничего не дописываю. Могу только чуть-чуть подправить, акценты расставить.

О чем картины? Это рассказ о нашей жизни. Не знаю почему, но меня интересуют проблемы общества, отношения между людьми. Есть, конечно, и коммерческое направление, которое не раз помогало мне выжить. Но от заказных работ всегда больше вреда, чем пользы. Ведь мое творчество — это цепочка, один холст продолжает другой. Сейчас думаю о серии картин, создаю наброски, иногда сутками ничего не получается — начинаю психовать. А коммерческие работы подчас мешают творческому процессу: трудно потом возвращаться к сложным холстам. Хотя я счастливый художник: много работы, много идей, а в мастерской мало картин — почти все в музеях и частных коллекциях.

Но работать было бы легче, если бы художникам помогали. Государство, Министерство культуры. Давали бы, например, гранты или обеспечивали творческую помощь, чтобы мы могли делать интересные проекты и выставки. А так получается, что приходится тратить свои средства. Кроме того, к сожалению, для нашему городу мало существующих выставочных площадок. Не хватает крупного центра современного искусства.

Зачем это все? Строительство новых пространств важно, в первую очередь, для начинающих. Посмотрите, Союз художников быстро стареет, а приток молодых художников мал. Престижа членства в союзе нет - слишком много проблем. Как, например, начинающему зарабатывать творчеством? В Европе обычно художник добывает деньги, а в свободное время пишет картины. Потом его замечают галеристы, делают выставку. «О, шедевр!» - кричат искусствоведы и коллекционеры. И все – он бросает работу, занимается только картинами. У нас такое невозможно».

Made on
Tilda