«Главное преимущество члена Союза художников — получение мастерской, чтобы не приходилось работать на кухне. Хотя в моем случае можно работать и дома, ведь я график. А вот с другими материалами, например, с маслом дома не позанимешься из-за запахов. У нас здесь общага, в которой свои заморочки. Атмосфера мастерской, конечно, важна, но в меньшей степени: в соседстве с кем-то есть свои плюсы и минусы.
Все художники получают одинаковое академическое образование. Главное — отойти от этого и рисовать в собственной манере. Я вот остаюсь приверженцем абстрактной графики, пусть она в Новосибирске плохо продается. Еще делаю витражи. В моем направлении не применяются фигуративные элементы для создания образа: нет персонажей, ландшафта и интерьера — я создаю ощущения другими средствами. Мне всегда было интересно заниматься созданием состояний на листе. Не могу сказать, что мне совсем безразлично, как зрители трактуют мои работы… они могут быть поняты или не поняты — важно движение вперед. Но мои картины могут показаться непросвещенному человеку странными: первый слой картины всегда — черно-белый, а к нему уже что-то добавляю. Постепенно складываются слои, а потом уже рождается что-то интересное.
Рисую не каждый день, но если начал, то это может продолжаться целую неделю. В моих работах можно увидеть глаз, голову или другой образ (это получается само собой) — процесс поиска всегда «на грани». Моя техника малоуправляема, я не могу ее повторить, ведь краску можно удержать, а эмоциональное состояние — всегда разное.
Конечно, в Европе графика ценится больше: если ты работаешь долгое время и потратил на свое обучение много сил, лет и средств, то и картины смело продаешь минимум за 1000 евро. В Новосибирске сложнее... А писать на заказ трудно, проще продать уже готовую картину. А жить-то как-то нужно. В том числе, для дополнительного заработка преподаю в НГАХА. Хотя причины не только коммерческие: процесс обучения творческий, есть талантливые студенты. Но я работаю на вспомогательной кафедре, а не выпускающей: здесь готовят дизайнеров и архитекторов, а не художников. Мой предмет нужен для «тренировки глаза».
Вообще, работа художника — это синтез творчества и ремесла. Сначала нужно научиться, а потом уже думать, что ты хочешь делать на самом деле. Плохой художник — это тот, кто не может разобраться со своими руками, глазами и головой. Хотя тому же Ван Гогу удалось превратить свое отличие от «правильности» в абсолютное достоинство и выработать уникальный стиль.
Сам я стал художником просто потому, что еще со школы мне было интересно рисовать. Закончил «Сибистрин» (сейчас — Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет —ред.), но сейчас совсем не занимаюсь архитектурой. Она переживает не лучшие времена — что-то проектируется, только когда находятся деньги. Раньше был государственный заказ, строили целые районы. Художникам в этом плане проще: они сами по себе и писать могут все что угодно